Фото Вячеслава Скобелева |
1. Шерегеш
Традиционно я начинаю сезон в Сибири и всегда это последняя неделя ноября. Я считаю, что в этот период наибольшая вероятность попасть на «правильный» снег. В это время с жильём в Геше становится напряженно, т.к. туда слетаются райдеры со всей страны. Лично я знаю людей, приезжающих из Тюмени, Оренбурга, Уфы, Челябинска, Владивостока, Украины и других регионов. Поэтому бронирую гостиницу ещё в начале лета. Зачастую, в это время даже не определены прайсы на сезон, поэтому удаётся получить значительные скидки.
К примеру, я снимал хороший номер на двоих с обильными завтраками за 16000₽ на 7 ночей. Перелет я обычно беру за бонусные мили, оплатив только транспортный сбор 3000₽, но можно дождаться каких-нибудь акций авиакомпаний и купить за 12000-14000₽ без бонусов.
За неделю до поездки я с тревогой следил за сводками из Шерегеша и смотрел камеры. Снега было крайне мало и я боялся, что повторится 2012-й год, когда в это время даже прокаты перестали выдавать снарягу. Накануне поездки ситуация не менялась и я взял с собой самые «мусорные» доски, какие не жалко.
На самом деле, на месте оказалось совсем не так печально, как казалось из Москвы. Снега подсыпало уже нормально и южный лес был вполне проездной. А через пару дней сыпануло так, что я без особой опаски сменил доску на новую, которую приобрёл специально к этому сезону.
Неделя удалась на славу! Я впервые взял в Шерегеш старшего сына и мы на пару раскатали все южные леса. Тащить его на севера я поостерёгся, т.к. там надо было ещё побольше снега, чтобы засыпать все валуны и ручьи. Слишком выраженный там рельеф для этого.
2. Ле Корбье
Это довольно небольшой камерный региончик во Франции. Кто-то мне говорил, что это чуть ли не корпоративный курорт Рено.
Я давно задолжал детям путешествие и надо было вывезти их куда-то на зимние каникулы покататься. В России в это время совсем не вариант. Чегет – слишком сложно и опасно, Поляна и Шерегеш – очень много народу, которого я боюсь, не говоря уже о безыдейности стояния в очередях.
Джет Тревел сделал предложение, от которого сложно было отказаться. Полный пакет (перелет, трансфер, проживание, страховка) стоил в районе 700€ на человека и скипасс на неделю 160€. Я решил не заморачиваться собственной логистикой и взять пакетом, учитывая стоимость новогодних перелётов.
В плане отсутствия народа, Франция оправдала ожидания полностью – людей там не было совсем, впрочем, как и снега.
Я видел ситуацию накануне отъезда, но думал покататься по трассам, поэтому решил, что новой доске ничего не грозит. Я сильно ошибся и изуродовал её в первый же день. Уже задним числом я понимаю, что надо было не выпендриваться и взять ещё одну запасную доску, какую не жалко, или хотя бы в прокат на день.
В следующие дни начался снегопад. Подваливало сантиметров по 30 в день. Мы с детьми, почти в одиночку раскатывали целину под ближайшим подъёмником весь день без какой-либо серьёзной конкуренции. На следующий день выбрали целину чуть повыше под следующим подъёмником, которой нам хватило на несколько дней. Остальные дураки скребли ледяные трассы. Выходить на них было очень не комфортно даже на новых кантах жесточайшей доски.
Но конечно, мы попутешествовали по всему региону, чтобы отметиться и посмотреть, что к чему. В одном месте видели бугель, который уходил на отвесный сброс метров 15-20. Я поразился, сколько должно навалить снега, чтобы построить под него трассу.
В другом месте мы сели на трёхкресельную канатку и, чуть проехав на ней, у меня наступил когнитивный диссонанс. Все кресла вверх шли с тремя посадочными местами, а все вниз – с четырьмя. Я долго гадал, как такое возможно. Внизу на станции я не заметил ничего необычного. Примерно до середины горы я ломал голову и строил в воображении какие-то закольцованные системы, когда на горизонте встречным курсом показались трёхместные кресла. Оказалось, что ровно половина троса заполнена ими, а вторая половина – четырёхместными.
Сам регион, хоть и маленький, но очень интересный. Думаю, при наличии достаточного снега, там очень интересный фрирайд – лёгкая доступность всех склонов с подъёмников, обширная внетрассовая площадь, интересный рельеф.
В последний день начался ливень и мы не стали кататься, но пошли поплавать в тёплый бассейн на улице. Дети придумали играть в снежки прямо в воде, собирая снег с бортиков.
Ещё из этой поездки я хотел бы отдельно отметить авиакомпанию Ямал. Это адский ад! Полёт до Гренобля занимает не так много времени, но нас продержали в самолёте 9 часов!!! 5 часов мы просто стояли на перроне в Домодедово. Не знаю, что у них там сломалось, но обычно пассажиров на такое время выгружают обратно в терминал и предоставляют питание. Здесь же мариновали в скотовозе (самолёт слишком громкое слово для этого транспортного средства), в котором из-за крайней степени жлобства, совершенно не было места для ног даже для моего среднего роста.
По прилёту нас ещё час продержали в самолёте, прежде чем выпустили на волю. Этот полёт нанёс мне такую душевную травму, что я надолго зарёкся летать чартерами и пользоваться услугами турфирм.
Сам аэропорт Гренобля всегда был на последнем месте в моём личном рейтинге воздушных гаваней. Я считал, что хуже него быть не может. Однако, за прошедшие несколько лет он сильно преобразился. Нет, он практически не изменился внешне, но там навели порядок и теперь нет того ада, который творился обыкновенно. Персонал работает быстро и чётко, при этом сохраняя крайнюю вежливость. Общение настолько предусмотрительное, что я было решил, что для работников аэропорта во Франции возобновили гильотину за любой косой взгляд или отсутствие улыбки.
3. Тинь – Валь д'Изер
Имея остаток шенгенской визы, мне хотелось съездить ещё куда-то в Европу и оторваться уже по полной без детей. К сожалению, у «TrueSki» не было никаких европейских программ после новогодних каникул и я внезапно вспомнил про команду «На кураже». Там работает гидом Сергей Переяслов, с которым мы как-то катались в 2010-м году в Шамони. Ещё тогда он оставил очень приятное впечатление и я набрал его номер.
Озеро |
Серёга подробно рассказал весь расклад и пригласил покататься с ним на последней неделе января.
Так получилось, что мы катались всего вчетвером. Из-за кризиса желающих на эту программу было не много, хотя по деньгам оказалось вполне доступно.
Я покупал билет в Женеву «в лоб», поэтому прямой Аэрофлот мне обошёлся в районе 26000₽. Если позаботиться заранее и взять рейс с пересадкой, можно было бы сократить эту цену вдвое. Но под свежими впечатлениями от авиакомпании Ямал, я решил шикануть и не выпендриваться.
Трансфер я заказал у BensBus. Он обошёлся 100€ в оба конца.
Койка в апартаментах, которые нашёл Сергей, обошлась 100€ на неделю. На еду мы скидывались и это вышло в итоге всего 84€. Как видите, всё вполне экономно. Дороже всего вышел скипасс. Не помню сколько, но от 200€.
У Серёги была невыполнимая миссия — покатать нас с учётом того, что последний снегопад в регионе был дней 10 назад до нашего приезда. Однако, он идеально справился с этой непростой задачей, выбирая интересные проезды с оптимальной экспозицией для конкретного времени суток.
Катание было очень разнообразное и маршруты почти не повторялись. Интереснейшие живописные места с различным рельефом.
Я давно философски отношусь к наличию свежего снега. Есть – прекрасно. Нет – катаю, что дают. Не люблю только гололёд. Всё остальное – подходит. Бывают случаи, когда встречаются две крайности сразу, но это тоже довольно интересно и поучительно.
4. Красная Поляна
Последний раз я там был в 2010-м. Специально игнорировал этот регион в ожидании, пока всё построят, пройдёт Олимпиада и немного всё утрясётся.
Конечно, для меня было большим культурным шоком посмотреть своими глазами на то, что там понастроили.
Фото Андрея Шалимова |
Билеты на самолёт очень дешёвые. Рейсы из Москвы с частотой городского автобуса – каждые пол-часа, а то и чаще. Проживание в нормальном стандартном номере от 1000₽ с носа за ночь.
Питание очень разнообразное и есть вполне бюджетные варианты.
Первый день я покатался с друзьями на Горной Карусели, а вечером попросил друзей на Фейсбуке найти мне гида, чтобы ознакомиться со всеми ништяками Поляны. Мне нашли уникального человека Андрея Золотоверха. Он катается там постоянно, знает каждый камень и водит очень интересными маршрутами. Помимо прочего, он замечательный друг и собеседник.
Маршруты все архиинтересные, не простые и без знания местности там делать, в большинстве случаев, нечего. Очень опасно и в лавинном плане и в перспективе выйти на сброс. В лучшем случае, будете сидеть на скале, как отец Фёдор, взывая о помощи. К сожалению, не редко самоуверенные одиночные заезды там заканчиваются летально.
На фотках даже немного страшно смотреть, где мы катались.
Фото Андрея Баталова со страницы в Фейсбуке |
5. Чегет
В феврале я внезапно понял, что очень соскучился по Чегету. Бюджет поездки, как всегда, вне конкуренции и по сравнению с прошлым годом мало что изменилось. Впрочем, в среднем, цены подросли процентов на 25.
Приэльбрусье встретило нас мегапаудером.
Первый день было сложновато, т.к. снег лёг на гололёд. Но потом он чуть примяк и отпустило подложку. Настало идеальное целинное катание!
Разумеется, я катался с бессменным лучшим чегетским гидом – Гошей Надёжиным из команды TrueSki.
Через пару дней предложили покататься на Эльбрусе. Я никогда не катал там фрирайд и вообще не люблю ледники за опасность попасть в трещину, но под присмотром гидов и в компании спасателя, почему бы и нет.
Это были очень увлекательные путешествия с невероятными красотами.
Завершили Эльбрусскую программу выходом через Терскольское ущелье к коровникам. Маршрут простой, но главное – не поскользнуться :)
Говнорайдеры |
В остальном, всё как обычно – рвали пухляк и подушки по-приколу, ходили по всем кулуарам.
Чегет, как и Шерегеш – намоленное культовое место и должно быть в обязательной программе всякого приличного фрирайдера.
6. Красная Поляна
Внезапно приятель снова позвал в Поляну. Он уже снял номер, в котором вторая койка была свободна и стоила 8000₽ на неделю. Учитывая дешевизну перелёта, сложно было отказаться.
В первый день покатался с друзьями по трассам, которые были по-весеннему кайфовы – сыпуче-гранулированные и мокроваты. Мне нравится такая штука.
На второй день шёл дождь и я вообще заленился кататься. Что из этого вышло, описано отдельно.
А потом пошёл снег, на гору приехал мой гид Андрей Золотоверх и позвал во все тяжкие.
С Андрюхой, как и раньше, было клёво! В первый же день с ним я побил собственный рекорд – больше 36 км фрирайда и более 7300 вертикальных метров.
Помимо прочего я заимел кучу новых друзей и открыл для себя замечательное кафе Панда, где недорого и очень вкусно кормят и тусуются гиды и фрирайдеры. Очень душевное и атмосферное местечко. Жаль, мне его не показали раньше.
В последний день перед отъездом паудера вальнуло так, что закрыли верх. Соответственно, катание было только по низам, где снег лёг на лёд. Это было настолько непросто, что я доконал свою новую доску и ей потребовался третий капитальный ремонт за сезон. Боюсь, ещё одного ремонта она уже не переживёт.
7. Шерегеш
Раздумывая, куда свозить детей на весенние каникулы с учётом того, что у нас кончились шенгенские визы, я решил, что хорошей идеей будет посетить снова Шерегеш.
И не прогадал. Пожалуй, это идеальное место для весеннего катания с детьми.
Снега ещё очень много и он кайфовый. Очень простой и относительно безопасный фрирайд, который можно осуществить с детьми. Относительно бюджетно – по скипассам на троих мы укладывались в 3000₽ в день.
Один день шёл дождь, а в остальные погода была идеальной и преимущественно солнечной.
На Скайвее и Панораме народу почти нет даже в выходные, южные леса пустые. В остальных секторах люди есть и даже очереди, но нам на юге нравится больше. Хотя и по курумнику тоже погоняли, пока не надоело.
Сынок сам снял и смонтировал небольшой ролик:
На этом, с чувством некоторого удовлетворения, считаю сезон закрытым, но ещё хочу написать заметочку про идеальный сноуборд для фрирайда ;)